Самые прибыльные клиенты РЖД предпочитают автотранспорт

24.02.2014

Российские нефтяные компании не довольны качеством и тарифами на услуги РЖД и ищут другие способы транспортировки сырья и продукции.Таким образом, РЖД может остаться без самых прибыльных клиентов. В то же время автотранспорт демонстрирует стабильный рост грузооборота нефтепродуктов — 10–11% в год.

     По данным РЖД, в 2013 году объем перевозок нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом сократился на 3,1% (до 250,3 млн тонн, что составляет 20% грузооборота РЖД), при том, что добыча нефти и переработка нефтепродуктов в этот период росли. Причина спада в том, что нефтяные компании все чаще переориентируют поставки нефтеналивных грузов с железных дорог на другие виды транспорта — трубопроводные системы, авто- и речной транспорт.

     Как отметили в комитете по энергетической политике и энергоэффективности Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), возникшие у нефтяников затруднения с отгрузкой сырья и готовой продукции — не сезонное явление. Проблемы возникают из-за сбоев в подаче и уборке вагонов на наливных эстакадах, неравномерности их подачи под погрузку, задержек отправления груженых составов и т.д.

     Нефтяники отмечают, что перевозка нефти и нефтепродуктов является для РЖД высокодоходным бизнесом и по прибыльности превышает перевозки других грузов, поэтому железной дороге стоило бы «более активно включиться в конкурентную борьбу», дабы сохранить значительную долю на рынке таких высокодоходных грузов.

     Пока доля железнодорожного транспорта в перевозках нефтепродуктов падает, автотранспорт демонстрирует стабильный рост грузооборота — 10–11% в год. Устойчивый рост в перевозке топлива наблюдается и у речного транспорта, так как здесь стоимость перевозки на 15–40% ниже, чем по железной дороге.

     Между тем нефтяники отмечают, что вопрос экономии не всегда приоритетен, так как по отдельным направлениям доступны лишь определенные виды транспорта. С РЖД «трудно работать», говорит один из участников рынка нефтепродуктов, но диктовать им условия практически невозможно, поскольку они монополисты в своем сегменте рынка. Найти им экономически приемлемую альтернативу при перевозке топлива на большие расстояния сложно.

     В частности, в конце прошлого года руководство РЖД сообщило о своем намерении повысить тарифы на перевозку дизельного топлива в 2014 году. К чему это может привести, догадаться не сложно: вырастут цены на дизтопливо для конечных потребителей, а солярку станут чаще возить автомобильным транспортом.


ООО "ТрансАвтоЦистерна" - Александр