Корпорация «Защита» утверждает: «Железный Патриот» - не фантастика!

07.08.2014

Корпорация «Защита» утверждает: «Железный Патриот» - не фантастика!

«Железный Патриот» - это один из персонажей-супергероев комиксов американской студии «Марвел». Но сегодня речь пойдёт не о вымышленном будущем Америки, а о реальном настоящем России. Статья посвящена истории создания нового бронированного автомобиля СБА 10У на базе УАЗ Патриот.
ЗАО Корпорация «Защита» впервые столкнулась с Патриотом в 2009 году, когда из МВД поступил заказ на бронирование нескольких автомобилей данной модели. Начиная с 1993 года в Корпорации «Защита» бронируют и отечественные автомобили, и иномарки, и даже собирают транспортные спецсредства по собственным эксклюзивным разработкам. Наиболее известные из них – СБА 60 К2 «Булат» и целая линейка автомобилей семейства «Скорпион». Но когда в работу поступает новый материал, когда ставятся новые цели – это всегда интересно. О различных тонкостях создания СБА 10У мы побеседовали с начальником конструкторского отдела при производстве Судариковым Михаилом.
- Михаил, расскажите, какие впечатления от данной модели? Можно ли как-то охарактеризовать его в сравнении с другими автомобилями?
- Впечатления в целом приятные именно из-за сочетания мощности, размеров и относительной простоты конструкции. Давайте я сразу перейду к сравнительным характеристикам, так будет нагляднее всего. Например, рассмотрим УАЗ Хантер – машину, проверенную временем и практически всеми возможными условиями эксплуатации. Неприхотливая, проходимая, а главное - геометрически простая: состоит из плоскостей и прямых углов. Бронировать такие - одно удовольствие. Но успешно бронировать её получается не более чем по 3 классу.
- Проблема связана с весом брони?
- Именно. Расхожей шуткой в конструкторском отделе является изобретение антигравитационного двигателя как универсального решения половины наших проблем. Но оставим шутки, увеличение веса – настоящая головная боль при создании любого бронированного автомобиля. Конечно, штатные подвески можно усилить, конструкцию брони максимально облегчить, но у всего есть разумные пределы, и зависят они больше от характеристик базового автомобиля.
- И Патриот хорошо показал себя с этой стороны?
- Просто превосходно. Он, конечно, не такой «квадратный», как Хантер: пришлось искать новые решения в плане геометрии броневых панелей. Но зато автомобиль без проблем «поднимает» броню вплоть до 5 класса.
- Вкратце, что такое 5 класс?
- Вкратце 5 класс бронирования - это защита автомобиля по периметру от пуль винтовки СВД с простым сердечником и от пуль автомата АКМ с термоупрочнённым сердечником. Также СБА 10У выдерживает подрыв одной гранаты Ф1 на крыше и двух – под днищем на скалистом грунте.
- Серьёзный получается автомобиль. А если сравнивать Патриот с импортными внедорожниками?
- Вы знаете, это как раз та ситуация, когда чем проще – тем лучше. Мы не раз выполняли бронирование иномарок, в том числе крупных и мощных. Да, они могут поднять тот же вес брони, но они под завязку начинены электроникой и вспомогательными устройствами. Разобрать и по новой собрать такой автомобиль – работа совершенно другого порядка. Кроме того, дизайн и эргономика современных автомобилей таковы, что в машине практически не остаётся «лишнего» незадействованного пространства. Всё возможно. Нет такого автомобиля, который нам не удалось бы бронировать. Но проблемы геометрии отечественных автомобилей – это ещё цветочки в сравнении с геометрией иномарок. Бронирование иностранных машин требует куда больших затрат времени, труда, и, соответственно, финансов.
- Действительно, выходит, что СБА 10У – оптимальный бронированный автомобиль для России. В меру мощный и грузоподъёмный, при этом в меру простой и недорогой. А теперь вопрос немного в сторону: формулировка рода деятельности ЗАО Корпорации «Защита» звучит как «производство бронированных и специальных автомобилей» - что в данном случае означает слово «специальный»?
- Термин «специальный автомобиль» включает в себя не только бронирование. Например, в 2011 году для нужд МЧС нами была изготовлена партия передвижных лабораторий – автомобилей, в багажном отделении которых размещались стеллажи со специальным оборудованием и аппаратурой. Также есть интересное конструктивное решение – размещение в крыше автомобиля турели для установки БДУМ (боевого дистанционно управляемого модуля). Это может быть, например, пулемёт, управляемый с пульта изнутри салона. Смотрится внушительно.
- Понятно. Вернёмся к СБА 10У. Для каких целей может использоваться данный бронированный автомобиль?
- Формулировка достаточно простая: для защищённой перевозки пассажиров, грузов и оборудования. В базовой комплектации (без турели, оружия и спецоборудования) СБА 10У может быть продан как обыкновенное транспортное средство любому частному лицу и любой организации. Это достаточно популярная модель. Как правило, несколько готовых экземпляров даже бывают в наличии.
- Спасибо за исчерпывающую информацию. Можно резюмировать, что СБА 10У – универсальный бронированный автомобиль для решения широкого спектра задач и практически для любой области применения.
В корпорации «Защита» СБА 10У относят к категории «лёгкий бронированный автомобиль». Что же тогда такое «тяжелый бронированный автомобиль»? Это специальные транспортные средства на базе грузовиков УРАЛ и КАМАЗ, предназначенные для перевозки личного состава в условиях не только возможного обстрела автомобиля по периметру, но и возможного подрыва днища. Именно об этом пойдёт речь в следующей статье.

ЗАО Корпорация "Защита" - Андрей