ЭКСПЕРТИЗА ПРАВОВЕДЕНИЕ: ЗНАНИЕ - СИЛА

28.07.2011

Будучи автомобилистами, каждый из нас
сталкивался на дороге с сотрудниками ГИБДД (и
даже в том случае, если вы не сидите за
баранкой, то от своих знакомых, кто «рулит»,
слышали о множестве таких встреч). О том, как
вести себя в данной ситуации, мы вроде бы
знаем. Давайте поговорим о том, как это делать
правильно. Дать свои рекомендации всем
автолюбителям согласился генеральный директор
OOO «Ваш Эксперт» Сергей
Владимирович Жужнев.

С точки зрения психологии,
любой водитель и инспектор
ГИБДД - участники постоянной
ролевой игры: вы - «потенциальная
жертва», он - «преследователь».
При этом замечено, водителей
часто останавливают лишь потому,
что они при виде сотрудников ГИБДД нервничают и суетятся.
Вывод: перед постом не прибавляйте скорость и не тормозите
без необходимости, держите ровный ритм движения и сохраняйте
спокойно-отрешенное выражение лица.


Но, все-таки вас остановили. Что делать? Как себя вести?
Начнем с того, насколько это правомерно.

Согласно «Наставлению по работе ДПС» 13.7, основанием
для остановки ТС являются: нарушение ПДД водителями или
пассажирами; наличие данных, свидетельствующих о причастности
водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного
правонарушения, преступления; нахождение ТС в розыске,
а также наличие данных об использовании ТС в противоправных
целях; необходимость опроса водителя или пассажиров
об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения,
преступления, очевидцами которого они являются;
выполнение решений уполномоченных на то государственных
органов или должностных лиц об ограничении или запрещении
движения; необходимость привлечения водителя или ТС
для оказания помощи другим участникам дорожного движения
или сотрудникам милиции; проверка документов на право пользования
и управления ТС, а также документов на ТС и перевозимый
груз.

Последнее возможно только на стационарных постах ДПС,
контрольных постах милиции и контрольно-пропускных пунктах.
Правда, в период проведения специальных мероприятий допускается
остановка ТС вне стационарных постов с целью проверки
водительских и регистрационных документов, а также
документов на перевозимый груз.

Если вы услышали свисток, но не видите сотрудников ГИБДД,
то смело продолжайте движение в соответствии с Правилами,
так как «Наставления по ДПС». 13.6 гласит: «При контроле за
движением на патрульном автомобиле (мотоцикле) для остановки
ТС, водитель которого нарушил правила дорожного движения,
используются специальные световые и звуковые сигналы,
громкоговорящая установка, жесты рукой или жезлом.

Примечание: запрещается останавливать ТС на участках автомобильных
дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота,
непосредственно перед или после вершин подъема, перед
перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов
и в других опасных местах, за исключением случаев
необходимости безотлагательной их остановки во избежание
наступления нежелательных последствий».

Согласно тому же документу, пункту 18.3, «действия сотрудников
ДПС должны быть понятны участникам дорожного движения,
а сигналы водителям во избежание вынужденного создания
ими помех для движения других ТС (необходимость
применения экстренного торможения, маневрирования и т.п.)

-подаваться своевременно».
Если вас все же остановили и, предположим, требование об
остановке было законным, следует помнить: «при обращении к
участникам дорожного движения сотрудники милиции должны
представиться, приложив руку к головному убору, назвать свою
должность, специальное звание и фамилию, сообщить о причине
остановки транспортного средства» -п.18.2 «Наставление
по ДПС», и далее п. 18.9 «по требованию участников дорожного
движения он сообщает номер нагрудного знака и предъявляет,
не выпуская из рук, служебное удостоверение».

На этом заканчивается прелюдия встречи с работником
ГИБДД. Дальше начинается основной акт действия, который и
определит вашу дальнейшую судьбу во взаимоотношениях с
ГИБДД. Но об этом мы поговорим в нашем следующем номере.
Ваш эксперт, ООО, юридическая компания - Сергей